30 сентября 2012

Статистика блога

Сегодня впервые в истории моего блога преодолен рубеж в 13 тысяч. просмотров в месяц. До этого рекордной была цифра посещений в мае  - 10976 просмотров.
Более всего   востребованными оказались сообщения о бессуффиксальном способе словообразования,  об интересных фактах из биографии Гоголя, сообщения с рабочими программами по литературе по УМК Меркина и Коровиной, с сочинениями о летних впечатлениях и эссе "Зачем нужно быть грамотным?", написанными моими учениками. Наибольшее количество посетителей -- 1240 человек  за месяц-- было на странице "ГИА: образцы сочинений". По 300 с лишним человек  просмотрели страницы "Круг чтения", "Готовимся К ЕГЭ", ""Ученические работы". Присоединяйтесь к блогу, кто ещё не присоединился, и станьте его постоянными читателями..

29 сентября 2012

"Скотский хутор" в Британии и в Африке


Перечитала "Скотский хутор" Джорджа Оруелла. 
Кратко о содержании для тех, кто ещё не  читал этот роман. Это роман-антиутопия. Рассказывается в нём  о том, как животные подняли восстание, изгнали  своего хозяина с семьёй с фермы и стали сами управлять хозяйством.  Им пришлось нелегко, но, объединённые идеей свободы и труда на собственное благо, они сумели обеспечить себе сносное  существование и даже задумали  построить мельницу, провести электричество, то есть  внедрить достижения прогресса и тем облегчить труд и  свою жизнь. На стене сарая они начертали справедливые заповеди. Однако... захватившие  руководящие должности свиньи,  дело  повернули на пользу себе. А уж когда вся власть сосредоточилась в руках хряка Наполеона, тут   старые заповеди переписали, сделав главной следующую: "Все животные равны, только свиньи равнее всех".

27 сентября 2012

Давайте, я вам расскажу о граффити...

У меня в 8 классе появился новый ученик Владимир. Ш. Вчера он показал мне листы со своими работами в стиле граффити, а сегодня принёс  целое сообщение об этом своеобразной виде искусства, согласившись, чтобы я опубликовала это в своём блоге.
"Здравствуйте! Меня зовут  Buf, и я  из граффити-группы 02 crew. Многие в Астрахани слышали про граффити, но лишь единицы знают, что это такое. Давайте, я  расскажу вам об этом..."

26 сентября 2012

"Строительный материал" для предложений



Словосочетание — это соединение двух самостоятельных слов, связанных подчинительной связью. Подчинительной называется связь, которая связывает неравноправные компоненты, один из которых является главным, а другой — зависимым; от главного слова к зависимому можно поставить вопрос.
Функция словосочетания, как и функция слова, состоит в назывании реалий действительности (номинативная функция), но словосочетание делает это более точно, детально по сравнению со словом (ср.: домик — деревянный домик).
От слова словосочетание отличается раздельнооформленностью (состоит из двух и более самостоятельных слов) и производимостью в речи (слово и фразеологизм мы не производим, а воспроизводим как готовую единицу с постоянным составом).

В5: простое осложнённое предложение


Осложнение предложения возникает при наличии членов предложения и не являющихся членами предложения единиц с относительной смысловой и интонационной самостоятельностью. Осложнение предложения вызывают
1) однородные члены,
2) обособленные члены (в том числе уточняющие, пояснительные, присоединительные, причастный, деепричастный, сравнительный оборот),
3) вводные слова и предложения, вставные конструкции,
4) обращения,
5) прямая речь.

24 сентября 2012

Сочинение-рассуждение к тесту 14: о местоименных словах


Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста А. А. Реформатского: «Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено».
Термин «местоимение» произошел от латинского «pronomen», что означает «вместо имени», то есть вместо существительного, прилагательного и числительного. Прав был лингвист  А.А.Реформатский в том, что «Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова». Без их существование местоимений бессмысленно. Обратимся к тексту. 
Так, в предложениях 7-8, 19-20 вместо слова «Демосфен» употребляется личное местоимение «он». Эта замена позволяет авторам книги избежать лексического повтора, делая речь более краткой и выразительной.

23 сентября 2012

В4: грамматическая основа, способы выражения подлежащего и сказуемого

Мы продолжаем исследовать уровни языковой системы, опираясь на книгу "Русский язык: понимаю - пишу - проверяю". В этом занятии мы начинаем исследовать синтаксис, то есть построение и грамматическое оформление предложений.
 Подлежащее и сказуемое - грамматическая основа двусоставного предложения. Простое глагольное сказуемое. Осложнённое простое глагольное сказуемое. Интонационное тире между подлежащим и простым глагольным сказуемым. Некоторые случаи координации подлежащего с простым глагольным сказуемым
1. Мы уже упоминали об основных типовых моделях предложения - "предмет и его действие", "предмет и его признак, качество, состояние", "предмет и его местонахождение", например:

21 сентября 2012

Образец сочинения на ГИА 2013 года по тесту 4

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося русского лингвиста Александра Афанасьевича Потебни: «Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего».
                                        Сочинение-рассуждение
Смысл высказывания известного лингвиста понимаю так. Если глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые реально происходили, происходят или будут происходить, то глаголы в условном и повелительном наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при определенных условиях.
 Так, в предложении 11 нахожу глагол повелительного наклонения, вошедший во фразеологизм «имейте в виду». Он обозначает побуждение к действию того, к кому обращаются с речью.
А в предложениях 13 и 26 встречаю глаголы условного наклонения «пожалели бы» и «видел бы», которые, на мой взгляд, употребляются в значении повелительного наклонения. Собеседники дают друг другу советы, которые, на их взгляд, полезны.
Таким образом, сослагательное и повелительное наклонение очень сходны, так как выражают действия желаемые, а не действительные.
 Источник здесь

ГИА: цитаты для сочинения части С1. Они будут в 2013 году разные!

Цитаты, положенные в основу заданий части С. (По сборнику типовых экзаменационных вариантов под редакцией И.П.Цыбулько)
Тест 1
«В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения».
Лев Васильевич Успенский
Тест 2
«Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение».
Лев Васильевич Успенский

ГИА: каким будет задание С1?

Ответы ведущего научного сотрудника Федерального института педагогических измерений
 И.П. Цыбулько на вопросы участников августовского педсовета ФИПИ 
# Козулина Мария Вячеславовна (Саратов)
- Будет ли тема сочинения (цитата) одинаковой для всех вариантов?
- В каждом варианте экзаменационной работы будет дана отдельная цитата, соответствующая определённым требованиям и специфике конкретного текста. 
# Козулина Мария Вячеславовна (Саратов)
- А можно узнать, каким требованиям должна соответствовать цитата? Будут ли темы, связанные с грамматикой, орфографией, пунктуацией?
- Требований к цитате много. Главное - не вообще цитата о языке (о русском языке), а цитата, позволяющая высказаться на лингвистическую тему и привести конкретные примеры по данному тексту.

20 сентября 2012

Что и как читать детям?

ИТАР-ТАСС
А самая главная задача по отношению к читающему ребенку, мне кажется, — учить его делать выбор и этот выбор обосновывать. Это не я придумала, а разработчики международной методики по исследованию образовательных умений и навыков под названием «PISA». Это они определили, что умение читать включает три составляющих: технику, понимание прочитанного и умение высказать к нему свое отношение. Убери последний пункт — и нет никакого образовательного умения под названием «Чтение», даже если ты способен протараторить текст и ответить на вопрос учителя: «Что хотел сказать автор?»

Сочинение С1 на ГИА по демоверсии 2013 года

Вот здесь разные варианты сочинения  по заданию С1 на ГИА 2013 года. Спасибо учителю русского языка со Ставрополья Любови Михайловне Бенделевой, которая  создала эти образцы.
Есть также образец сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по демоверсии 2013 года и на сайте "По уши в ГИА" Марины Анатольевны Крюковой. См по ссылке.
Так что учитесь писать сочинения, дорогие наши ученики 9 да и 8-х классов!

19 сентября 2012

В3: типы подчинительной связи в словосочетании

По этой ссылке тестовые задания с комментариями и пояснениями по теме  "Подчинительная связь в словосочетании: согласование, управление, примыкание". Тесты  не только для 11-классников, которые усиленно готовятся к Единому государственному экзамену, но и для 8-классников, которые сейчас "проходят" эту тему.
Эти задания я беру с образовательного портала  по подготовке к ЕГЭ "Решу ЕГЭ РФ" учителя из Петербурга Дмитрия Дмитриевича Гущина. Полюбопытствуйте, загляните туда. Найдёте задания по всем предметам. Удачи.

Новые книги для подростков

Ольга Бухина
В последние годы стали выходить по-русски многочисленные книги для подростков, где героям совсем не так сладко живется. Эту литературу легкой и развлекательной не назовешь. Она жестка, и подчас жестока, как та жизнь, с которой приходится сталкиваться многим реальным подросткам. Во всех тех книгах, о которых пойдет рассказ, подростки оказываются в самом центре схватки с жестоким и неблагополучным миром.
Герой книга Луиса Сашара «Ямы» (пер. с англ. Т. Ивановой) оказался в лагере «Зеленое озеро» не по доброй воле. Там никто не оказывается по доброй воле. Это не летний лагерь, это исправительно-трудовое заведение для детей. И не важно, что Стэнли не совершал того преступления, в котором его обвиняют, все равно в лагере ему приходится каждый день копать ямы. Зачем? Никому не известно. Утверждается, что копание ям воспитывает характер. А на самом деле…? Но не будем раскрывать тайн раньше времени.
chok_war«Шоколадная война» Роберта Кормье (пер. с англ. В. Бабкова) – книга о школе, к тому же школе весьма и весьма неприятной. Мало того, что в ней заправляют учителя, каждое столкновение с которыми грозит катастрофой, там еще есть и Стражи, организация, состоящая из подростков, которым хочется думать, что хозяева школы – они. Не так легко противостоять учителям, еще труднее справиться со Стражами. И если кто-то вдруг взбунтовался и отказывается «защищать честь школы», на него сразу же обрушиваются грозные силы, перед которыми совсем не так легко устоять.