16 мая 2011

Трудности в выделении аффиксов. Повторение

Иногда трудно определить, какой суффикс участвовал в образовании слова – -ник или -ик. Например: лесник. Некоторые рассуждают так: лесник – это человек, который работает в лесу; значит, выделяем суффикс -ник. Но это будет не совсем верно: в лесу могут работать и тракторист, и врач, и учитель. (К примеру, если заготавливают дрова для отопления собственного жилья, – это ведь тоже работа!) Поэтому правильнее такое толкование: лесник – тот, кто служит в лесном хозяйстве. И тогда словообразовательным средством выступает суффикс -ик.
Проверьте: во всех ли словах словообразовательным аффиксом является суффикс -ник?

Школьник, ударник (= барабанщик), истопник, двойник, плотник (кажется, с этим словом мы уже встречались), конник, веник, подводник, чайник, воспитанник, шутник, пикник, сапожник, ремесленник, волшебник, полуночник, половник, подойник, отстойник, бумажник, безбожник, ветреник.

15 мая 2011

Хороший зонт. У нас снова дождь


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Как запоминать словарные слова?

Учителя, работающие в классах коррекции, знают, с каким трудом запоминают «словарные» слова дети с ослабленной памятью или те, кто вообще не привык запоминать что-либо. Для решения данной проблемы учителю помогут приемы, развивающие познавательные способности и одновременно повышающие мотивацию школьников.
Предлагаем некоторые приемы, которые можно использовать на уроках в 8–9-х классах.

Изучению слов иностранного происхождения следует уделять особое внимание, так как мало читающие современные дети лишены возможности определить значение слова из контекста и часто недопонимают или просто не понимают значения многих слов.
Непишущие и нечитающие дети являются как бы иностранцами в своей языковой среде, пользуясь чрезвычайно ограниченным запасом слов. Задача учителя – расширять, пополнять этот запас и переводить его из пассивного словаря в активный.
Методическая разработка  здесь  Она полезна и для родителей, заинтересованных в повышении уровня грамотности своих детей.

Работы для "списывания"

Задание. В Интернете можно найти много сайтов, предлагающих готовые сочинения, рефераты и т.п. На одном из сайтов есть такое обращение:
Здесь (в Интернете) собрано более 6300 сочинений по литературе, написанных школьниками из разных уголков нашей страны. Собрание сочинений ALLSoch.ru является самым обновляемым и самым популярным в Рунете, уже несколько поколений школьников сделали свой вклад в наши архивы, просим и вас добавить свои работы в нашу коллекцию.
Девятиклассница Саша использовала сочинение частично. Она считает, что в этом нет ничего плохого, такое использование не может быть названо плагиатом или кражей, потому что авторы сами предлагают свои работы для «списывания». Права ли Саша?
Ответ: нет.
Источник здесь

Что такое парафраза?

Парафраза – пересказ своими словами чужих мыслей, идей или текста. Парафраза состоит в замене слов, фразеологических оборотов или предложений при использовании чужого текста, взятого из любого опубликованного источника. Любая парафраза чужого текста должна сопровождаться ссылкой на источник. Не допускается также составлять свой текст из нескольких парафраз из одного или из большего числа источников, соединяя их отдельными своими словами или даже предложениями или заменяя отдельные слова в оригинале. Использование парафраз свидетельствует о чрезмерной зависимости от чужих материалов и рассматривается как плагиат.
Источник здесь

Задача «Плагиат»

Сейчас в школе активно обсуждается проблема оценивания вообще и письменных творческих работ в частности. Одним из принципов оценивания является ясность критериев оценки для ученика. То есть предполагается специальная работа по выработке/обсуждению критериев вместе с учениками. Предлагаемая задача может быть включена в эту работу при обсуждении критерия «самостоятельность»: насколько работа должна и может быть самостоятельной, как использовать информацию из различных источников, как работать с чужим текстом.
Приведенный в задаче текст о плагиате может помочь в разработке школьного положения о творческих работах.
Задача "Плагиат" здесь  Интересно и для учителей, и для учеников.

Диалог языков в процессе обучения русскому языку

Идея о необходимости единого подхода к изучению языковых дисциплин имеет давнюю историю и связана с именами таких больших ученых, как К.Д. Ушинский, Л.В. Щерба, Л.С. Выготский. О пользе сопоставления учащимися фактов из разных языков говорил еще И.А. Бодуэн де Куртенэ. Интересно, насколько близкими друг другу в этом отношении оказывались мнения психолога Л.С. Выготского и лингвиста Л.В. Щербы.
Полностью читать здесь

Влияние Интернета на культуру и образование подростков

Нас – 60 миллионов, значит, каждый день создаётся не менее 100 миллионов конспектов учебных занятий, а может и больше. И перед каждым педагогом стоит вопрос – с чем я выйду к учащимся завтра? И каждый отвечает на этот вопрос по-разному. У некоторых до сих пор старые, годами не обновлявшиеся, конспекты занятий, а, значит, некачественный продукт. А может воспользоваться идеями миллионов???
Греческий философ и математик Архимед сказал: "Дайте мне точку опоры, и я переверну мир". Сегодня мы с уверенностью можем сказать: « Интернет - это та точка опоры, которая позволит перевернуть мир культуры и образования». И с этим трудно поспорить. По масштабу своего воздействия на мировую культуру феномен Интернет сопоставим с изобретением письменности и книгопечатания. Если традиционная книжная культура существует на основе текста, то с появлением Интернет формой организации культурного пространства становится гипертекст. На смену линейной последовательности книжного текста приходит бесконечно ветвящаяся, многократно пересекающаяся, прерывающаяся и вновь сплетающаяся в сеть последовательность виртуального текста.
Интернет способствует развитию культуры в двух направлениях. Первое связано с размыванием национальных границ культуры, преодолением языковых барьеров, разрушением перегородок между такими формами культуры, как наука, искусство, образование, досуг и т.д. Второе связано с тем, что в этой культуре для каждого человека возникает возможность не только пассивно воспринимать содержание культуры, но и влиять на мир культуры. С приходом Интернет подрываются основы монологического начала в культуре, что означает закат культур "закрытых", несущих в себе потенциал всевозможных конфликтов на межэтнической, конфессиональной, национальной или партийной почве.
Таким образом, Интернет возвещает о рождении культуры глобального диалога (культуры как диалога культур), "открытой" культуры, в которой каждый из участников имеет свой голос, ведет свою партию, может присоединить свой голос к голосу других или влиять на общее звучание.
Читать дальше

ЦВЕТЁТ СИРЕНЬ

Ах, карнавал! Ах, карнавал!

В слове карнавал скрывается загадка.
В итальянском языке carne -- мясо,  vale -- прощай. Выходит, карнавал -- "Мясо, прощай!"? Что же это значит?
Перенесёмся в 13 век, в Италию, где добрые жители под руководством папы римского истово верили в Бога и очень любили веселиться. Как и русские, перед Великим постом итальянцы праздновали Масленицу, после которой на мясную пищу налагался запрет  -- на целых семь недель! В последний день  Масленицы жители пытались наедаться мясом почти на два месяца вперёд, гуляли по улицам, танцевали, пели озорные песни. Но в первый день Великого поста обращали свою душу к молитвам.
Вспоминая, как весело провели праздник, они называли эти дни карнавалом. Спустя семьсот лет уже почти никто не помнит, как возникло это слово, но все в мире любят яркие карнавальные шествия.

Слова -- ветер, а бранные слова -- сквозняк, который вреден.
У. Шекспир

У нас, в дельте Волги


Посмотреть на Яндекс.Фотках

ЛИРИЧЕСКОЕ

И снова  удар,
И снова осколки,
Горе, печаль, плач и тоска.
И снова удар,
И сердце разбито.
Прощай, моя милая!
Прощай навсегда!
Сергей С., ученик 8 класса

Велокросс. Наша школа в числе призёров!



Сегодня в городском велокроссе наша школа заняла 3 место. Получены соответствующие дипломы, грамоты и премия в размере 30 тысяч рублей. Героем дня стал ученик 9 а класса В. Котельников. Он финишировал третьим. Всего в кроссе участвовало около 2 тысяч человек.