21 марта 2011

"ЗАТЕЕВО" -- сайт для подростков

Здесь ссылка на  сайт Затеево", адресованный подросткам. Из информации для незарегистрированных пользователей: "Сайт представляет собой еженедельный Интернет-журнал, свежий номер которого выходит каждый четверг c 1 сентября по 31 мая, а это значит, что каждую неделю здесь появляется много-много всего НОВОГО и ИНТЕРЕСНОГО.
Надо сказать, что хоть ЗАТЕЕВО - сайт совсем ещё молодой (можно сказать даже «совсем маленький» ), на нём уже зарегистрировалось очень много ребят не только со всей России, но и из Казахстана, Армении, Литвы, Азербайджана. Все они – люди очень интересные и, судя по анкетам, очень занятые в различных секциях и кружках.
Заполни как можно подробнее свою анкету, и тебя найдут ребята со схожими интересами.
Советы Бабы Яги, анекдоты, рассказы, истории и форумы обновляются не чаще, чем раз в две недели. Заходи - пиши сам, читай сообщения".

20 марта 2011

Откуда пошло слово БОГАТЫРЬ?

С детства любимые наши герои -- русские былинные богатыри, одна из любимых наших картин -- "Богатыри" художника Виктора Михайловича Васнецова. Всё, что связано с богатырской силой руских воинов, кажется настолько родным, что никому не приходит в голову задуматься о происхождении слова богатырь.
Между тем это слово появилось в древнерусском языке как заимствованное из древнетюркского. Храбрый батыр из  сказок народов Средней Азии и русский богатырь -- дальние, но всё же родственники.

Серёжка ольховая, лёгкая, будто пуховая...

ГИА, русский язык: демоверсия 2011 года

Часть 2
Прочтите текст и выполните задания A1–A3; B1–B14; C2.
(1)Я читал свою толстую библиотечную книгу очень долго – месяц или полтора. (2)Я купался в счастье, в солнце и беззаботности довоенной жизни, которая уже стала забываться, отодвигаться в даль памяти, словно в театральные кулисы. (3)Иногда казалось, что война идёт всегда, что отец целую вечность на фронте. (4)Не верилось только одному – что это будет бесконечно. (5)Не было безнадёжности. (6)Надежда и ожидание – единственное, чем жили
люди. (7)Всё, что происходило сейчас, казалось временным. (8)Но затянувшаяся временность, понятно, требовала хоть коротких прикосновений к постоянству. (9)Может, я потому так долго и читал книгу о довоенной жизни, что это было воспоминание о постоянстве? (10)Может, я хотел подольше задержаться там, на мирной и тихой Волге, представляя героя книжки, моего
сверстника, самим собою? (11)Может, эта книжка была маленьким островком мира в море войны? (12)Не помню.
(13)Помню, что я был бесконечно счастлив, усаживаясь вечером с книгой в руках поближе к печи и натянув дырявый от старости бабушкин шерстяной платок на плечи. (14)Счастлив и просветлён.
Далее продолжение демоверсии 2011 года контрольно-измерительных материалов по русскому языку на ГИА. Есть также демо-2012. См. Русский язык.

КРОЛЬЧАТКИ

О кроликах в год Кролика как-то и забыли. Всё о котах да о котах... Ссылка

Адреса электронных библиотек

Здесь адреса бесплатных электронных библиотек.

Ребенок злословит! Как реагировать?

Осваивая богатства родного языка, маленький говорун не знает запретов — он экспериментирует со звуками, меняет порядок слов в предложении, придумывает свои собственные выражения. Малыш жадно впитывает и старается понять все, что говорят вокруг него. И очень часто в один прекрасный день это естественное любопытство приводит к тому, что ребенок сталкивается с особенным, нелитературным пластом речевой культуры. Для нормальных родителей это всегда становится шоком — мало того, что в устах маленького мальчика или девочки ругательства звучат особенно грубо и нелепо, так еще нередко дети, интуитивно почувствовав опасный потенциал этих слов, и убедившись в нем, проследив за реакцией взрослых, начинают употреблять их постоянно. Как вести себя родителям и ближайшим родственникам?
Читать далее

19 марта 2011

Сущность и природа языка . Язык передаётся по наследству?

Некоторые ученые считали язык явлением биологи­ческим, поставили его в один ряд с такими явлениями жиз­ни человека, как способность есть, пить, ходить и т.д. По­лучилось, таким образом, что язык якобы наследуется и заложен в самом биологическом существе человека.
Такой взгляд на природу языка в корне неверен. Теперь хорошо известно, что язык не наследуется, не передается от старших к младшим, подобно передаче не которых биологических признаков расы (цвет волос, форма лица и т.д.). Ребенок начинает говорить не на языке роди­телей, а на языке окружающих его. Известно множество случаев, когда дети китайцев, в силу особых обстоятельств, начинали раньше говорить на английском языке, чем на китайском, дети рус­ских начинали раньше говорить на французском языке, чем на русском и т.д.
Таким образом, язык отдель­ного человека возникает и развивается только в коллекти­ве, только под влиянием речи коллектива. Значит, язык – социальное явление.
Читать далее

Продуктивные способы образования имен существительных

Имена существительные образуются в современном русском языке разными способами.
Так, значительное количество новых существительных появилось в результате переосмысления значения существующих в языке слов и полного их отделения друг от друга, т.е. в результате появления омонимов ( лексико-семантическое словообразование). Например: бригадир, пионер, завод, мир и др.
Возможно и образование слов из словосочетаний ( лексико-синтаксический способ). Например: времяпрепровождение, кровопролитие и др.
Достаточно продуктивным является морфолого-синтаксический способ, особенно субстантивация прилагательных, которые могут выступать и в роли существительных и в роли прилагательных, например: военный, подручный, рабочий, рядовой, штатский, семейный, прохожий, конный, пеший, родной, младший, старший, котельная, столовая, операционная и т.д.
Однако самым продуктивным, самым богатым способом является морфологическое словообразование. При этом из всех видов морфологического словообразования существительных особенно распространены суффиксальный, суффиксально-префиксальный способы (аффиксация) и сложение основ. Однако степень их продуктивности различна.
Так, приставочный (префиксальный) способ в словообразовании существительных играет меньшую роль по сравнению с суффиксальным способом. Чаще всего существительные с приставками по своему происхождению связаны с глагольными основами или основами прилагательных с теми же приставками.
Источник здесь

Порою необычное можно увидеть просто под ногами

ссылка

Список книг для чтения на каникулы. Ссылки

Михаил Самарский. Радуга для друга
Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак. Время всегда хорошее 
Станислав Востоков. Ветер делают деревья
Станислав Востоков. Зимняя дверь
Кристине Нёстлингер. Лети, майский жук!
Екатерина Мурашова. Класс коррекции
Георгий Мантуров. Берлога
Большая электронная библиотека

Можно ли купить пять килограмм помидор?

Можно ли купить пять килограмм помидор? "Всего и делов-то!" - скажет кто-то. Однако, с точки зрения норм современного литературного языка, большинство существительных мужского рода в родительном падеже множественного числа имеют окончание -ов, -ев (килограммов, помидоров, баклажанов, апельсинов, мандаринов, бананов и т. д. ).
Вспомним и особенно любимые народом чулки и носки. Много чулок, но мало носков. Именно так предлагает склонять эти существительные современная грамматика. В качестве мнемонического приема здесь можно предложить следующий: слово, обозначающее более короткий предмет (носок), при склонении удлиняется (носков), а называющее более длинный - укорачивается (нет чулок_). Откуда же взялась такая путаница? Дело в том, что много веков тому назад система склонения существительных была несколько иной. На -ов оканчивались в родительном падеже множественного числа лишь некоторые слова мужского рода, в основном, односложные (например, домов, рабов, снов, сынов и т. д.). Остальные, напротив, имели нулевое окончание. Со временем система склонений изменилась. Можно даже сказать, что экспансия окончания -ов распространилась в просторечии на существительные женского и среднего родов и существительные мужского рода, традиционно сохранявшие другие окончания (всего и делов, пять рублев). Однако в разговорной речи, где активно действует закон экономии речевых усилий, окончание -ов все чаще и чаще "съедается". Вот почему можно сказать "пять килограмм помидор". Но только сказать! Писать все-таки следует, согласуясь с нормой: килограммов, помидоров и т. д.
Источник здесь