30 августа 2010

Аврал!

Вследствие скоропалительного увольнения двух коллег с работы мне достался на этой неделе ещё один класс -- 5-ый. Разумеется, я не готова ни морально, ни "материально" (не составила заранее календарно-тематическое планирование и программв другая). К тому же учебников нет.  Аврал да и только!. Сегодня купила программы новые. И, представляете, мне подсунули вместо программы Коровиной программу под ред. Маранцмана. Что удивительно -- обложки у них, как мне показалось, одинаковые. Если у кого-то из вас, дорогие друзья, кто читает мой блог, есть материалы по Бабайцевой и Коровиной  для 5 класса, не пожалейте, сбросьте, пожалуйста

29 августа 2010

Августовские конференции

Коллеги в своих блогах сообщили о  конференциях, которые состоялись накануне учебного года. Мне не удалось присутствовать на таком совещании, так как в день его хоронили мою ученицу, трагически погибшую от удара током. Это ужасно. Страшно подумать о переживаниях мамы и близких девочки. Потрясены дети. Как-то на далёкий задний поан отходят все наши повседневные заботы: всё суета сует.
Коллега, побывавшая на городской секции словесников, сказала, что ничего нового не услышала там. Нас поучают: надо работать по-современному, печатайте свои материалы, нам нужны современные учителя. Как будто они не нужны школе, обществу, детям и родителям!  Ощущение  неудовлетворенности и невысказанности что ли.

28 августа 2010

Похож ли щенок на тигренка? (Словообразовательные парадоксы)

Названия взрослых животных и их детенышей образуют закономерные ряды одинаковым образом построенных слов: тигр : тигренок = волк : волчонок = лев : львенок = орел : орленок...
Но! Как называется:
детеныш собаки? – щенок;
детеныш коровы? – теленок;
детеныш свиньи? – поросенок.
Эти слова не входят в наши пропорции. Они – беззаконники. Но во всем ли?
Нет, не во всем. По значению они так же относятся к названиям животных, как слова тигренок, волчонок и другие подобные. Они, однако, содержат другой корень. Некоторые из них имеют тот же суффикс, что и законопослушные детеныши (тел-енок, порос-енок). Таким образом, слова типа поросенок, теленок, щенок лишь отчасти не подчиняются законам словообразования. Пары слов наподобие корова – теленок называют супплетивными.
Можно составить такие пропорции: волк : волчонок = тигр : тигренок = собака : щенок = корова : теленок = свинья : поросенок.
А теперь мы можем ответить на вопрос: похож ли поросенок на тигренка? Конечно, похож, хотя и не совсем. Как не родной, а двоюродный брат.

                                                                                                     (Е.А. Земская).

27 августа 2010

...чтобы было интересно ученику

Интерес, который зарождается у каждого ребенка на этапе интуитивного постижения языка,  к сожалению, обычно затухает в школе.
Он взрослых изводил вопросом «почему?».
Его прозвали маленький философ.
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не задает вопросов «почему?».
Как важно добиться, чтобы  этого не произошло. Мне кажется, что учебник, который мы осваиваем с детьми, "подогревает" этот интерес у ребят.

25 августа 2010

Люблю ромашки на лугу

Как помочь неуспевающему ученику: научить его учиться

Почти всю прошедшую неделю я пыталась  помочь родителям и давала советы (разумеется, пользуясь материалами коллег, -- не сама же я всё это выдумала!), как помочь своим неуспевающим чадам освоить русский язык да и другие предметы тоже.
Подведем итоги.
Основные задачи:
1. Создание положительного эмоционального опыта занятий -- самая важная задача.
2. Выработка привычки регулярно заниматься (сначала в облегчённых условиях).
3. Запоминание элементарных положений, словарных слов, постепенный переход к повторению всё более сложных правил.
4. Подготовка ребёнка к более доительным занятиям (урок, курсы), т.е. научить детей учиться.

О состоянии "выученной беспомощности"

Выученная беспомощность -- это состояние, которое может возникнуть у детей после ряда неудач. Ученик рассуждает примерно так: "Зачем что-то делать, если я неспособный и в конечном итоге всё равно будут неприятности". Возникает стойкая ассоциация: русский язык -- неприятность. В таком состоянии ученик перестаёт выполнять даже те задания, на которые способен.
Чтобы избежать отрицательных эмоций, ученик может прогуливать уроки. Это состояние постепенно распространяет своё влияние и на другие предметы. Выученная беспомощность проявляется эмоциональными расстройствами. Окружающим надо помнить, что приобретение человеком этого состояния во многом зависит от постоянных напоминаний и взысканий, от подчёркивания того факта, что вот большинство, мол,  справилось с полученным заданием, а тебе оно не под силу.
Таким образом, ученик  нуждается не только в знаниях по грамматике, но и в психологической помощи, в создании комфортных условий. учитель связан  необходимостью оценивать учеников, плэтому он обычно воспринимается  учениками как источник неприятностей.
Исходя из этого родителям легче исправить положение, т.е. попытаться связать изучение русского языка с положительными эмоциями. Они должны объяснить ребёнку, что человек не должен быть всегда настроен на быстрый успех. Нет таких людей, у которых всё всегда получается хорошо. Часто  не лишённые способности люди испытывают трудности при изучении какого-либо предмета. 8. Чтобы вывести ребёнка из состояния выученной беспомощности, надо ставить ему посильные задачи, причём уровень должен быть такой, чтобы первые положительные результаты были достигнуты за достаточно короткое время.

24 августа 2010

...использовать подводящие упражнения

7. Если материал, изложенный в учебнике, кажется ребёнку сложным, то ему можно порекомендовать подводящие упражнения. Например,трудно различать понятия "слова автора" и "прямая речь".
Для преодоления этих трудностей применим хитрость: сформулируем задание таким образом, чтобы ученики оперировали не малознакомыми абстрактными понятиями, а знакомым из их опыта конкретным материалом. А. Бизинов, педагог из Санкт-Петербурга, предлагает  использовать предложение, в котором "говорят" только животные. Задание сформулируем так: выделить в предложении, что сказали животные, -- это в данных предложениях и будет прямая речь.
Но тут выплывает кит садись на меня, Айболит.
Пошла Муха на базар и купила самовар приходите, тараканы, я вас чаем угощу.
Но быки и носороги отвечают из берлоги мы врага бы на рога бы, только шкура дорога, и рога нынче тоже недёшевы.
                                                            (Корней Чуковский.)  

23 августа 2010

О привычке заниматься и мотивации

Скажем честно, что 6. у неуспевающих учеников нет привычки заниматься.
Если мы хотим выработать такую привычку у ребёнка, то для этого надо создать определённые условия: занятия должны быть регулярными, не вызывать утомления и отрицательных эмоций.
Регулярно проводимые короткие занятия удовлетворяют таким требованиям, поэтому они могут стать привычными, а после появления первых успехов -- даже желанными. Привычка, инициатива родителей и минимальные временные потери -- всё это снимет необходимость принимать волевое решение "наконец-то сесть заниматься русским языком", которое так трудно даётся детям. На этих занятиях надёжно работает естественная для детей мотивация: правильно ответил -- быстро освободился. Используя такую мотивацию, легко освоить самые скучные части грамматики, предварительно  разбив "длинные" темы на небольшие фрагменты.

Никаких карательных мер!

5. Во время занятий не надо применять никаких карательных мер, даже порицания, если ребёнок не мог ответить или неправильно ответил. Не должно быть никакого давления, ребёнок сам должен принимать решение: если он помнит, то отвечает, или ему ещё раз надо посмотреть справочные материалы, и он ответит, когда будет готов. Желательно не переносить выполнение задания на следующий день, за исключением случаев явной усталости.
А где же стимул? А он состоит в том, что  если ребёнок правильно ответил, то его хвалят, и количество занятий сокращают. Почему нельзя ругать  в случае неудач? Во-первых, у ребёнка может появиться отвращение к таким занятим, во-вторых, страх неправильно ответить и расстроить родителей будет мешать сосредоточиться  на учебной задаче.

...рекламный ролик запоминается лучше

Известно, что дети, не обладающие хорошими способностями, но много времени проводящие у телевизора, хорошо запоминают содержание часто повторяющихся рекламных роликов (они обычно звучат несколько секунд). Но эти же дети затрудняются передать содержание понравившегося им фильма.
4. Получается, что дети лучше запоминают не связанные, но часто звучащие короткие тексты, чем связанное содержание фильма.Таким образом, вышеприведённые факты говорят о пользе проведения коротких ежедневных занятий.

22 августа 2010

... с готовыми ответами в руках

Основная форма занятий -- упражнения, выполняемые устно и имеющие готовые ответы (но в руках родителей). Готовые ответы позволят указать на ошибки сразу, а не через некоторое время прсле проверки тетрадей учителем.
3. Процесс повторения правил будет разбит на несколько занятий. На этих занятиях сначала в оптимальной последовательности будут повторяться элементарные понятия, необходимые для понимания правила, а потом уже само правило.
Например, перед повторением правила о правописании ё-о после шипящих, можно провести занятие, на котором ученик повторит понятие о корне слова, на следующем занятии потренируется в определении отглагольных образований и т.д. Такой конспект может составить учитель, а в дальнейшем такие разработки  родители смогут найти в интернете. Продолжение следует.

21 августа 2010

Как надо проводить короткие занятия?

Вопрос: -- Способность удерживать внимание -- это правило?
Ответ: -- Скорее исключение.
Вопрос: -- Как скоро у человека возникают трудности с удержанием внимания?
Ответ: -- Согласно исследованиям психологов, через 5-6 минут.
Вопрос: -- Так сколько же минут ученик активно работает на уроке?
Ответ: -- Совсем мало.  Большая часть занятий в школе -- это фронтальная работа. Учитель на уроке не имеет возможности уделить каждому ученику по 10 минут и обычно не даёт индивидуальных дополнительных домашних заданий.
Вопрос: -- А если ученик и получит такое задание...
Ответ: -- ...ученик попробует его сделать вместе с другими домашними заданиями. И, как всегда, он его не сделает или сделает небрежно, потому что не успеет, устанет, отвлечется и т.п.
Вопрос: -- Есть ли выход?
Ответ: -- Другое дело, если это задание разбить на 5-10-минутные занятия и выполнить под контролем родителей за несколько дней. Учитель сможет порекомендовать родителям провести необходимый цикл занятий по плохо усвоенной теме. Таким образом, на коротких занятиях синхронно с учителем можно заранее подготовить ученика к предстоящей контрольной работе.
О том, какова форма  таких занятий и чем родители должны заниматься с детьми, -- об этом завтра.
Дополнение к сказанному. Если занятия проводить регулярно, то за год получится около 200 индивидуальных занятий по 5-10 минут. 2. Индивидуальность и краткость занятий гарантируют  активность работы ученика.