12 мая 2013

Аргументы к сочинению на ЕГЭ: способность к сочувствию, состраданию -- важнейшее качество человека

Предлагаем материал, который может стать подспорьем для выполнения задания. 
Тезис "Способность к сочувствию, состраданию -- важнейшее качество человека".
Заключительные строки стихотворения А.С. Пушкина "Пророк" являются своеобразной формулой, которой следовали и следуют лучшие русские писатели: "В мой жестокий век восславил я свободу и милость к падшим призывал". Умением сочувствовать, сотрадать --  умением разделить с кем-то боль и беду -- обладают многие герои Л.Н. Толстого и И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова и Ф.М. Достоевского, герои современно русской литературы.
Понять боль другого человека способна героиня романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита".
Видя глаза Фриды, Маргарита просит у Воланда избавления этой женщины от мук. Удивление Воланда так велико, что он, говоря о милосердии, замечает его спсособность"иногда совершенно неожиданно и коварно" пролезать "в самые узенькие щёлки".
В центре рассказа Т. Толстой "Соня" судьба женщины, способной к состраданию, милосердию, но воспринимаемой окружающими из-за этого дурой. О Соне легко расказать: она ровесница века, работает храниельницей в музее, знакомится с Адой и её приятелями, которые долгие годы будут "перебрасывать" её из семьи в семью, где нужна помощь. Возникает эпистолярный роман с выдуманным для развлечения Ады и её друзей влюблённым в Соню Николаем. В 1941 году героиня остаётся в блокадном Ленинграде. Отдав, думая, что Никеолаю, на самом деле -- Аде, баночку томатного сока, Соня гибнет от голода или бомбёжки. "Сока там было  ровно на одну жизнь", -- кратко отмечает Т. Толстая . И эту жизнь Сонечка спасает ценой собственной жизни.
Судьба героини Т. Толстой заставляет вспомнить другое "любящее сердце" -- Сонечку Мармеладову, её бескорыстие, умение любить, готовность к самопожертвованию и состраданию.
Отсутствие сострадания к ближнему приводит порой к трагическим последствиям. В рассказе Олега Павлова "Конец века", действие которого происходит в Рождество, все детали и образы являются вовсе не случайными, заставляя нас вспоминать о далёких событиях. Именно Рождество празднуют в городской больнице. И было  белым-бело в природе, как когда-то более двух тысяч лет назад. Но нет праздника в душах, пьянство персонала прерывает приезд "скорой" с таким не нужным в ней никому в этом  мире бомжом. Сострадание и сочувствие, наверное, не положены по инструкции персоналу той больницы, поэтому все действия направлены не на спасение человека, а на то, чтобы избавиться от него: врач предлагает вывезти его подальше и скинуть в сугроб, охранник  поливает его раствором хлорки... Только молодая женщина-врач скорой помощи да санитарка Антонина отстаивают его право на жизнь. Антонина, отмыв его, поражается, увидев перед собой чуть ли не мальчика, но измученного и тощего, как старик. Когда он умирает, его тело спускают в подвал. Но проходят дни, и тело исчезает: булыжная дверь, оказывается, не имеет замка.
В рассказе-притче Л. Петрушевской "Котёнок господа Бога" есть размышление о том, что каждый из живущих отправлен в этот мир Богом, "и если белый свет принимает очередное посланное Богом существо, то этот белый свет продолжает жить". Поэтому "каждое живое творение -- это испытание для уже заселившихся: примут они новенького или нет". "Принять" -- многозначное слово, означает "получить в своё ведение", "пустить к себе", "согласиться", "отнестись положительно". Наверное, принять человеа -- это принять и его переживания, уметь понять его таким, каков он есть. В каждом ли из нас есть эти важнейшие человеческие качества?
Советуем прочитать:
А.С. Пушкин. "Пророк"
Л. Петрушевская. "котёнок господа Бога".
М.А. Булгаков. "Мастер и Маргарита".
О. Павлов. "Конец века".
Т. Толстая. "Соня".
Ф.М. Достоевский. "Преступление и наказание".
Источник: Ирина Добротина. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ с лучшими учителями России.

2 комментария:

  1. Начало предложенного материала обескуражило: строчки "В мой жестокий век восславил я свободу и милость к падшим призывал" никакого отношения к "Пророку" не имееют - они из стих-я "Я памятник себе воздвиг нерукотворный". Досадно, право.

    ОтветитьУдалить
  2. да вот бездумно списывают дети

    ОтветитьУдалить