23 сентября 2012

В4: грамматическая основа, способы выражения подлежащего и сказуемого

Мы продолжаем исследовать уровни языковой системы, опираясь на книгу "Русский язык: понимаю - пишу - проверяю". В этом занятии мы начинаем исследовать синтаксис, то есть построение и грамматическое оформление предложений.
 Подлежащее и сказуемое - грамматическая основа двусоставного предложения. Простое глагольное сказуемое. Осложнённое простое глагольное сказуемое. Интонационное тире между подлежащим и простым глагольным сказуемым. Некоторые случаи координации подлежащего с простым глагольным сказуемым
1. Мы уже упоминали об основных типовых моделях предложения - "предмет и его действие", "предмет и его признак, качество, состояние", "предмет и его местонахождение", например:
  1. Саша пишет письмо.
  2. Стекло будет блестеть на солнце.
  3. Магазин находился через дорогу.
Такой действующий, имеющий признак или находящийся в определённом месте "предмет" в предложении чаще всего играет синтаксическую (грамматическую) роль главного члена подлежащего. Определение подлежащего идёт из классических грамматик исключительно по морфологическому признаку: подлежащее в предложении всегда выражается существительным именительного падежа или любой другой частью речи в значении существительного именительного падежа.
В приведённых примерах грамматическое подлежащее совпадает с логическим предметом: субъектом (Саша) и объектом (стекло, магазин).
Теперь посмотрим на другое предложение: Ребенка охватила радость. Здесь подлежащее радость, а речь идёт о ребенке - именно он субъект, действующее лицо, именно его состояние представлено. Однако этот субъект не подлежащее, поскольку не является существительным именительного падежа. Таким образом, подлежащее, выступая главным членом предложения и будучи грамматическим предметом, не всегда обозначает действующее лицо.
Задание. Прочитайте предложения с выделенными подлежащими. Какими частями речи они выражены?
  • Ты умойся.
  • Тридцать - время расцвета человеческих способностей.
  • Читать - полезно.
  • Желающие пошли бы лучше в кино.
  • Завтра обязательно наступит.
  • Далече грянуло "ура". (А. Пушкин)
(О подлежащем, выраженном несвободным словосочетанием несколько ребят, шесть самолётов и т. д., аббревиатуройМГУ, ДК и т. д., и связи таких подлежащих со сказуемым см. ниже.)
Сказуемое, или предикат, - то, что сообщается в предложении о подлежащем: действие, признак, качество состояние или количество предмета. Сказуемое может быть трёх основных видов: простое глагольное, составное глагольное и составное именное, но во всех трёх видах непременно присутствует глагол. Это закономерно, поскольку, как мы отмечали, исследуя морфологию частей речи, именно глагол посредством грамматических (предикативных) категорий наклонения, вида, времени и лица соотносит высказывание с действительностью, а предикативность, или выраженность мысли, - обязательное условие существования предложения.
В простом глагольном сказуемом действие или состояние предмета-подлежащего выражены в одном глаголе в любом наклонении, грамматически и логически связанном с подлежащим (в отличие от других видов сказуемых, где грамматически и логически с подлежащим связаны разные слова).
Задание. Рассмотрите примеры предложений в начале урока с простым глагольным сказуемым. Определите наклонение глаголов. Свяжите вопросом подлежащие и сказуемые.
Мы видим, что от всех подлежащих к сказуемым можно поставить грамматические вопросы: предмет что делает?, что будет делать?, что делал?, но не всегда этот вопрос логический (с точки зрения логики странно спрашивать магазин что делал?). Что обозначают сказуемые при подлежащем - действующем лице? При подлежащем-объекте?
Простое глагольное сказуемое в предложениях, отражающих разговорную речь, может быть осложнено двумя глаголами:
а) в одинаковой грамматической форме, например:
  • Я пойду позову маму.
  • Старик вдруг возьми да и умри.
б) однокоренными глаголами в личной форме или инфинитивом с личной формой, например:
  • Стрелять не стреляет, а ружьё держит. (Н. Гоголь)
в) повторением глагола для обозначения длительного действия, например:
  • Тоскуют брошенные пашни и вянет, вянет лебеда. (С. Есенин)
Простое глагольное сказуемое может выражаться устойчивыми словосочетаниями, включающими глагол: без ножа зарезал; вышел из терпения; приказал долго жить и т. д.:
  • Старик долго болел, а вчера приказал долго жить. (Не забывайте про фразеологический словарь!)
Поскольку между подлежащим и глагольным сказуемым существует нерушимая грамматическая связь, никакие знаки препинания между этими членами предложения не нужны. Исключение может составлять авторское интонационное тире, которое автор ставит в стилистических целях, например:
  • Метель - метёт, вьюга - вьётся, заметь - заметает. (С. Наровчатов)
Здесь авторское тире на месте интонационной паузы помогает читателю увидеть внутреннюю форму слова.
Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения. Предложения, где в грамматическую основу входят и подлежащее, и сказуемое, называются двусоставными (в отличие от односоставных, где грамматическая основа представлена только одним главным членом).
2. Подлежащее может быть выражено собирательным существительным (множество, часть и т. д.), числительным (пятьдесят три, двое и т. д), аббревиатурой (МГУ, БАМ и т. д.) или несвободным словосочетанием (два человека, "Евгений Онегин", железная дорога), в которых в отличие от синтаксически свободных (о них речь пойдёт в теме, посвящённой второстепенным членам) лексическая самостоятельность компонентов ослаблена. Рассмотрим некоторые случаи координации таких подлежащих с простым глагольным сказуемым в роде и числе (при прочтении примеров обязательно связывайте вопросами подлежащее и сказуемое).
1. Если подлежащее - собирательное существительное (множество, большинство, меньшинство, масса, студенчество, молодёжь, часть) или словосочетание с таким существительным (большинство народа, часть публики и т. п.), то глагол-сказуемое выступает в форме единственного числа и того рода, который представлен в подлежащем, например:
  1. Большинство голосовало за нынешнего директора завода.
  2. Множество алмазов найдено в Якутии.
  3. Часть лиц участвовала в строительстве школы.
2. Если подлежащее выражено количественным числительным (три, одиннадцать, двадцать семь и т.п.), то глагол-сказуемое ставится в единственном числе, например:
  • Тридцать пять делится на шесть с остатком.
Если эти числительные входят в подлежащее - количественно-именное сочетание со словами, обозначающими время (лет, месяцев, дней, часов), то сказуемое в форме прошедшего времени будет среднего рода единственного числа, например:
  • Прошло три недели.
3. Если подлежащее - собирательное числительное (двое, трое, семеро и т. д.), обозначающее живых людей или животных, то глагол-сказуемое ставится во множественном числе, например:
  • Минуты две четверо в комнате молчали, прислушиваясь к спору на террасе. (М. Горький)
Если же такое числительное входит в подлежащее в составе количественно-именного сочетания (двое мальчиков) и при нём есть усилительные частицы только, лишь, всего лишь, то сказуемое в форме прошедшего времени будет среднего рода единственного числа, например:
  • Гостей приходило только трое. (А. Пушкин)
4. Если подлежащее выражено сложным существительным, первой частью которого выступает числительное пол-, то сказуемое ставится в единственном числе, а в прошедшем времени - в среднем роде, например:
  • Полдома горит. Полдома сгорело.
5. Если подлежащее выражено аббревиатурой, то глагол-сказуемое, употреблённый в прошедшем времени, координирует с грамматической формой ведущего слова аббревиатуры, например: ДК закрылся на ремонт. - Основное слово аббревиатурыдом (дом культуры) существительное мужского рода, поэтому глагол-сказуемое прошедшего времени употреблён тоже в форме мужского рода (см. также тему 16).
6. При подлежащем, выраженным несвободным количественно-именным словосочетанием с зависимым именем существительным множественного числа родительного падежа (несколько человек, мало самолётов, восемь матросов), координация со сказуемым может быть двоякой.
Сказуемое может быть грамматически связано с первым словом подлежащего, в котором заключено грамматическое значение словосочетания, и стоять в единственном числе - такая координация называется грамматической, например:
  • Несколько пуль провизжало над моей головой. (М. Лермонтов)
Сказуемое может быть логически связано со вторым словом подлежащего, в котором заключается смысл всего словосочетания, и стоять во множественном числе - такая координация называется логической, например:
  • На крыльце несколько незнакомых людей в мундирных сюртуках о чём-то толковали. (А. Пушкин)
Часто глагол-сказуемое в форме единственного числа ставится, если зависимый компонент в подлежащем-словосочетании неодушевлённое существительное (первый пример). И напротив, если зависимый компонент подлежащего-словосочетания одушевлённое существительное, то сказуемое, как правило, ставится во множественном числе (второй пример).
7. Если подлежащее - название художественного произведения, состоящее из словосочетания, однако в предложении отсутствует родовое слово (роман, картина, полотно и т. д.), то сказуемое, выраженное кратким прилагательным или причастием, согласуется с ведущим словом названия, например:
  • "Станционный смотритель" написан Пушкиным.
А как дальше продолжить контекст: "Станционный смотритель" (рассказала по отсутствующему родовому слову повесть или рассказал по главному существительному в словосочетании?) нам о "маленьком человеке"? Выхода два:
  1. Употребляйте глагол-сказуемое в настоящем времени, не требующем согласования с существительным в роде: "Станционный смотритель" рассказывает нам о "маленьком человеке".
  2. При употреблении глагола-сказуемого в прошедшем времени указывайте родовое слово: Эта повесть рассказала нам о "маленьком человеке".
Задание. Прочитайте предложения и по форме глагола-сказуемого определите, является ли подлежащее одним существительным или сочетанием существительных.

  • Отец с сыном долго ждали возвращения матери.
  • Мать с ребёнком пошла в магазин.
  • Неуклонно развиваются в стране промышленность и сельское хозяйство. 
Источник здесь             
 Тестовые задания по теме с комментариями и пояснениями
Пройти тестирование по этим задачам

1 комментарий: