06 мая 2012

Примеры лексических и грамматических явлений

В тексте варианта ГИА по русскому языку по этой ссылке http://www.saharina.ru/gia/test.php?name=gia22.xml из рассказа "Уроки французского" В.Г. Распутина можно найти ряд интересных, на мой взгляд, примеров лексических и грамматических явлений для сочинения на лингвистическую тему (задание С2.1).
Примеры лексических явлений.
В предложении 10 употреблён фразеологизм наваливалась тоска. Фразеологизмы -- это устойчивые сочетания слов, придающие речи  образность, выразительность. Используемый автором фразеологизм очень точно характеризует эмоциональное состояние мальчика, который тоскует по дому, потому что никогда ещё до этого   не разлучался с семьей. Ему тяжело оттого, что все кругом чужое и враждебное, что он постоянно недоедает и просвета никакого в жизни нет. Фразеологизм помогает автору сказать обо всем этом кратко и вместе с тем эмоционально выразительно.
В предложении 3 употреблено разговорное слово шпарил, которому в данном тексте соответствует стилистически нейтральный синоним говорил. Употребление разговорного слова придает тексту образность, точность. Герой, прекрасно зная правила и французские слова, произносил их быстро, со спешкой -- именно шпарил, а не просто говорил.
И наконец третий пример лексического явления из текста В. Распутина.
В каком значении употреблено слово колено в предложении 2? Понятно, что в значении поколение. (Пройдитесь по  ссылке в моем блоге и посмотрите историю этого слова). В сочинении же надо написать о том, что в русском языке есть однозначные и многозначные слова. Значение многозначного слова определяется в контексте. В данном случае имеется в виду: колено -- значит поколение.
Примеры грамматических явлений.
В данном тексте используются предложения с однородными членами: с однородными обстоятельствами (предложение 3), однородными сказуемыми (предложение 15). Однородные члены помогают охарактеризовать предмет, признак или действие конкретно, точно и образно.
Предложение 19 в  тексте бессоюзное. Первая часть в нем безличное предложение, вторая -- личное двусоставное и третья -- определенно-личное. Использование этих конструкций  точно передаёт мысли героини, позволяет лаконично и эмоционально выразить то,  о чём она думает, заявить о своем решении безапелляционно.
Я  привела примеры лексических и грамматических явлений из текста  рассказа "Уроки французского". Ваша задача -- вставить их в сочинение для подтверждения тезиса Г. Степанова о неразрывной связи лексики (того, о чём думают люди) и грамматики (как они думают).

2 комментария:

  1. хоть убейте это фразеологизм?и еще какое лексическое явления проявляет слово хоть убейте для чего нужен этот фразеологизм?

    ОтветитьУдалить
  2. К сожалению, я не знаю такой фразеологизм:наваливалась тоска - я бы подумал, что это олицетворение. Можете мне объяснить это словосочетание. :-)

    ОтветитьУдалить