21 февраля 2012

Об образовании деепричастий

Деепричастия несовершенного вида есть не у всех глаголов НСВ; так, не образуются деепричастия НСВ:
— от глаголов на -чь: печь — *пекя(печа);
— от глаголов на -нуть: вянуть — *вяня,;
— от некоторых глаголов на шипящий в основе настоящего времени: писать, пишут —*пиша, лижут — *лижа (но наречие лёжа);
— от глаголов с основой настоящего времени, состоящей только из согласных, и производных от них: пить, пьют (пj-ут) -*пья.
У глагола давать деепричастие образуется от особой основы: давая (даваj-а).
Деепричастия СВ образуются от глаголов СВ от основы прошедшего времени с помощью суффиксов
-в от глаголов с основой на гласный: сдела-в,
-вши от возвратных глаголов с основой на гласный (либо устаревшие, стилистически не нейтральные деепричастия типа увидевшипоглядевши и т. д.): умы-вши-сь,
-ши от глаголов с основой на согласный: испёк-ши.
У некоторых глаголов существуют вариативные формы деепричастия СВ: одно образуется по описанной выше схеме, другое — прибавлением суффикса -а(-я) к основе будущего времени: нахмури-вши-сь — нахмур-я-сь.
Глаголы прочестьобрести не имеют образованного стандартным способом деепричастий, вместо которых используются деепричастия прочт-я, обрет-я, образованные от основы простого будущего времени с помощью суффикса -я.
Двувидовые глаголы могут иметь два деепричастия, образованные по правилам образования деепричастий НСВ и СВ, например:
обещатьобеща-я — НСВ, обеща-в — СВ,
женить: жен-я — НСВ, жени-в — СВ.
Источник здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий