25 сентября 2011

О пользе/бесполезности сочинения школьного

Уверена, что с этим сталкиваются все учителя литературы, когда, задав  сочинение по пройденному произведению, получают либо похожие  работы, либо работы, написанные таким безукоризненным стилем, что хоть на академический конкурс посылай. Как оценить подобное "творчество"? Тема раскрыта, мысли выстроены  логично, цитаты, выводы в наличии... 
Не поленилась сегодня и проверила с помощью программы "Антиплагиат" сочинение по "Слову о полку Игореве" одного своего ученика. Получила результат: уникальность текста составила 40 процентов. Указаны адреса, откуда  сделаны заимствования. Это различные сайты с готовыми сочинениями, рефератами и пр. Ещё раз подчеркну: в сочинении всё правильно (иначе и быть не могло!), по теме, есть план, составленный учеником. Такую же картину увидела и в других работах.
Как поступить? Совсем отказаться от сочинения как формы развития речи и творческих способностей  учащихся, как формы проверки знаний? Или всё же использовать её? Но какой смысл в этом? По-настоящему уникальный текст, может быть, создаст один ученик ... или ни одного. Между тем методисты рекомендуют проведение  сочинений в этом их качестве и дают темы, по которым написано "море" сочинений и списать  нужное труда не составляет. Ещё с большим ужасом воспринимается  призыв вернуться к старой форме выпускного экзамена по литературе за курс средней школы -- сочинению. Что будем тогда оценивать? Изобретательность наших детей в технологии списывания?! Вот и я нынче в  раздумье  и в размышлении о том, как перехитрить  своих "продвинутых" учеников...

2 комментария:

  1. Вот именно для "того самого одного-единственного ученика", который сделает и надо задавать. В эттом и есть ценность. Все же не могут (да и не должны) быть талантами. Тогда в талантах и ценности бы не было...

    ОтветитьУдалить
  2. Уважаемый коллега! Я с Вами абсолютно согласна.

    ОтветитьУдалить