20 сентября 2010

Почему дети делают ошибки и как научить их писать грамотно

Продолжаю  интерпретировать (точнее, цитировать Л.Б Парубченко, её статью с таким же названием, что и это сообщение). "Итак, если согласиться  с тем, -- пишет Л.Б. ,-- что ошибки являются следствием нерасчленённого восприятия пишущим речевого потока или же неадекватного его членения, то есть неразличения структуры грамматических форм слов, то возникает вопрос: как помочь делу? Как научить школьника узнавать, то есть вычленять, корни, суффиксы, приставки? Понятно, что ответ может быть один: нужно  заниматься в первую очередь грамматикой: словообразованием, морфологией, потому что "грамматика    как раз занимается членением человеческой речи -- мысли". Именно поэтому упражнения по искоренению ошибок направлены не на закрепление какого-либо орфографического или пунктуационного правила, а учат вычленять из речевого потока  языковые единицы -- морфемы и синтаксические конструкции -- и тем самым показывают грамматическую обснованность того или иного написания, они требуют выяснения тех языковых условий, на которых данное написание основано. Иными словами, есть законы и есть правила. Современная школьная методика  ориентирована на правила. А надо -- на законы. Надо, как говорил М.В. Панов, "смотреть в глаза языку". Добавим: а не параграфу." Поэтому как важно научить  детей разным видам разбора, как важно  привить им навык графического выделения морфем, членов предложений, составления различных схем. Надеюсь, что продолжу рефлексию  по мотивам статьи Л.Б. в следующем сообщении.

Комментариев нет:

Отправить комментарий